
Общий вид Сюгинского стекольного
завода 1936г.

Одно из первых каменных зданий
в городе. Ныне педагогический коледж.

Дом С.А.Шишкова, директора-распорядителя стекольного завода
с 1892 по 1918г

Самое красивое из первых каменных строений. Бывший Горком, а
ныне Дом детского творчества.
|
История Возникновения и развития города Можги.
Город
Можга расположен в Юго-западной части Удмуртской республики на Можгинской
возвышенности, в долине несудоходной и несплавной реки Сюгинки, на
железнодорожной магистрали Казань-Екатеринбург. С севера, юга и запада Можга
окружена лесами. По численности жителей – это город средней величины: внутри
Удмуртии уступает Ижевску, Воткинску, Сарапулу, Глазову, оставляя позади лишь
Камбарку. От столицы Удмуртии до Можги по железной дороге 93км. Другие ближние
города – Вятские Поляны (90 км), Сарапул
(116), Казань (223), Глазов (297), Казань (233), Пермь (442), Киров (405). До
Москвы – 1036 километров. Для юго-западной части республики Можга –
важнейший экономический и культурный центр. А откуда же взялось само
название — Можга?
Давным-давно, когда еще существовал родоплеменной строй, в низовьях реки
Валы поселилось одно из племен южных удмуртов. Вождем этого племени был
Мардан-батыр. Потомки Мардана и его племя год за годом отвоевьжвали удремучего
леса новые земли. Так возникли поселения (деревни). Один из сыновей Мардана
— Можга — в поисках плодородных земель
дошел до реки Ныши, остался здесь жить и положил начало селу, названному его
именем. Предполагается, что на месте села Можги до удмуртов было стойбище
камских булгар. С середины ХУIII
века Можга стала заселяться русскими, началась христианизация удмуртского
народа. В 1787 году в Можге начали возводить каменную церковь. Освятили ее в
период Отечественной войны 1812 года. В
1843 году в селе была открыта церконвоприходская школа. Село было густо заселено, имелось много
двухэтажных домов. Население занималось земледелием, скотоводством. Были хорошо
развиты ремесла: кузнечное дело, вьщелка кожи, добыча смоды и деггя, изготовляли
для продажи мочало, рогожи. В ХIХ веке Можга являлась крупным торговым селом.
Здесь находилось свыше десятка лавок, по воскресеньям собирались многолюлные
базары, два раза в год проходили ярмарки. Народ жил очень зкономно. Старались
обходиться без покупки промышленных товаров. 8 мая 1924 года из-за пожара
село почти полностью сгорело. Уездный центр начали строить около Сюгинского
стехлозавода. А село постепенно отстроилось и поныне здравствует у прекрасных
берегов Ныши». Решением уездного
исполкома была образована техническая комиссия в составе инженера С. Е.
Пустошинцева, лесничего Фатеева, врача Блинова. Им поручалось провести
обследование участка вдоль железнодорожного полотна от речки Мутовки до реки
Валы на протяжении 8 км с целью выбора подходящей площадки для строительства
города. Комиссия детально обследовала две площадки: от реки Мутовки до реки
Чебершурки и площадку около деревни Чумойтло вблизи реки Вала. По результатам
обследования комиссия составила доклад, в котором рекомендовала уездному
исполнительному комитету остановить свой выбор на первом участке. Президиум
исполкома после изучения представленных материалов согласился с заключением
комиссии и вынес решение о постепенном переводе уездного центра из Можги на
станцию Сюгинская. К осени 1924 года строительство частных домов
развернулось во всех районах города. К 1 января 1925 года все
уездные учреждения были размещены в своих зданиях, сотни служащих получили
квартиры, многие жители построили свои дома. Строительство деревянных зданий
барачного типа не удовлетворяло город. Когда было получено на строительство
города сто тысяч рублей, президиум уисполкома постановил израсходовать на
деревянные дома только 10 тысяч рублей, а остальные 90 тысяч ассигновать на
строительство двухэтажного каменного здания и разместить в нем все уездные
учреждения. Новый город до 1926 года не имел официального названия. Новый
город до 1926 года не имел официального названия. Одни называли его Сюгинском,
другие — Красным, третьи
— Красным Поселком, а
уезд по-прежнему назывался Можгинским. После продолжительных прений решено было
сохранить прежнее название —
Можга.
Уездный съезд, состоявшийся в феврале 1926
года, одобрил постановление общего собрания горожан и поручил уисполкому
возбудить ходатайство перед ВЦИК РСФСР о присвоении новому городу имени
Можга.
В марте 1926 года проходил областной
съезд Советов. В ходе его в облисполкоме состоялось узкое совещание, на которое
были приглашеньь делегаты от Можгинского уезда для обсуждения дальнейшего
развития города Можги. Были выявлены перспективы развития деревообрабатывающей и
лесохимической промышленность, так же по реконструированию стекольного завода,
основанного еще в 1835-1837 годах. В 1927 роду в Можге заговорило радио. 1
апреля 1930 года вышла в свет газета на удмуртском языке «Социализме» («К
Социализму»). В ЗО-е годы сданы в эксплуатацию крупные объекты
производственных предприятий, народного Образовании культуры. Среди них — завод дубильных экстрактов,
пищекомбинат маслозавод, типография, нефтебаза, лесхоз, ветлечебница с
ветбаклабораторией, заготскотбаза, инкубаторная станция. Расширилась сеть
учебных заведений. Открылись ветеринарный техникум, медицинское училище, школа
механизаторов и школа № 6, четыре
дошкольных учреждения, Дом пионеров,
районный Дом культуры, клуб «Дубитель». В 1939 году в городе состоялись
выборы в местные Советы. Было избрано 45 депутатов, председателем стал П.
М. Колесников. Город строился и благоустраивался, численность его населения
составляла уже 22,2 тысячи человек. Во время Великой Отечественной Войны в
городе дислоцировались войсковые части, формировались госпитали, принимали
эвакуированных. В декабре 1947 года состоялись очередные выборы в
городско Совет. Избрали 55 депутатов, председателем стал В. И. Мерзляков.
В первые послевоенные годы построены аптека, гостиница, чайная, плотина
городского пруда. Сооружен пешеходный мост через железнодорожные пути в районе
вокзала. В 1948 году была создана
межрайонная автомобильная рота Союззаготтранс» Удмуртского автотранса (в
настоящее время ГУП АТП). В 1954 году открылось автобусное движение по
маршруту горбольница—улица Октябрьская. Вскоре маршрут продлен до элеватора.
В настоящее время городские
автобусы курсируют по семи маршрутам, один из них продлен до поселка Керамик.
В 1952 году построены два новых
корпуса элеватора из железобетона, машинное отделение с электростанцией,
складские помещения, водонапорная башня, мельница, всем этим руководил
работающий тогда директором элеватора Н. А. Кривошеин. В 1955
году вступило в строй одно из самых красивых зданий города, где
разместились райкомы партии и комсомола. В настоящее время здесь находится дом
детского творчества. В 1956 году в
новые здания на окраину города переехала Нефтебаза (директор Ф. Ф. Новоселов).
В 1957-м открылись двери клубов им.
В. Г. Короленко на улице Ленина и «Комсомолец)> при лесопильно-мебельном
комбинате. Улучшились бытовые условия жителей города. К их услугам были две
бани, две парикмахерские, два фотоателье, четыре швейные и обувные мастерские,
две мастерские по пошиву головных уборов. В городе уже работали 15
дошкольных учреждений, четыре средние, две семилетние, три начальные и
музыкальная школы. Последняя из них открылась в 1952 году. В 50-е годы построено 12 двух- и трехэтажных
кирпичных жиль домов по улицам Коммунальной, Ленина, Азина. Жители города начали получать частично или полностью
благоустроенные квартиры велось также строительство индивидуальных домов. Они,
правда, были намного
скромнее по объему и архитектуре, чем строящиеся в настоящее время в частном
секторе. В 1957 году открылся
детский парк, создана единая городская электросеть. Но окончательно проблема
электроснабжения решена 1966 году с
пуском Воткинской ГЭС. В
1973 году из центра города в новые корпуса, расположенные улице Железнодорожной,
переселился сыродельный
завод (ныне ОА «Можгасыр»). В середине 60-х годов приступили к
строительству пятиэтажных домов в Наговицынском микрорайоне и в районах заводов
«дубитель», «Свет», строились общественные здания, объекты культурного
назначения. В 1966 году первых посетителей принял дом культуры «Октябрь». В том
же году начал работать электроучасток ВОС от Сарапульского радиозавода (директор
Е. И. Касаткын). На базе ММКт в 1967 году построен завод по ремонту грузовых
автомобилей ГАЗ-5 и ГАЗ-53 (директор А. А. Денисенко). В том же году начал
работать асфальтовый завод (директор И. С. Демьшев), в следующем году открылись
двери средней школы № 10 (директор
Г. И. Микрюков). В 1969 году начал выпускать железобетонные строительные изделия
комбинат производственных предприятий (КПП), первым директором которого
продолжительное время работал Н. К. Гафуров. В 1977 году из центра города в
поселок Восточный переехали лечебница, ветбаклабораторвя, зооветснаб, а в 1980 –
сельское ПТУ №33 (директор С. П. Зорин). В том же году был продлен до поселка
Восточный маршрут городского автобуса №2. В 1976 году сдан путепровод через
пути по улице Можгинской. Продолжалось асфальтирование улиц с интенсивным
движением транспорта. Началась внутригородская прокладка газопровода. Число жителей города перевалило за 40
тысяч человек. В 1981 году
выстроены здания дома Советов и Госбанка. 
Copyright(c) 2006 .ArtWebCompany. Все
права защищены. artvrun@udm.net
|